Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
673462, Забайкальский край, Чернышевский район, поселок городского типа Чернышевск, ул. Карла Маркса, д.39 "а"

Наш адрес
+7 (30265) 2-19-06
Контактный номер

История Спасского храма в селе Курлыч

29 августа в селе Курлыч будет проходить фестиваль традиционных ценностей "Хлебный Спас".
 В рамках подготовки фестиваля предлагаем Вам статью о истории Спасского храма с.Курлыч.

  Село Курлыч называлось ранее Курлыченским (XVIII-XIX), а в конце XIX в., находясь введении ведомства Управления 3-го Военного отдела Забайкальского казачьего войска, стало называться станицей (по архивным материалам ГАЗК).
Церковь Спасская в с.Курлыч имеет древнюю историю. В архивных документах содержится несколько дат, указывающих на время постройки храма в с.Курлыченском.

 История церкви включает в себя три этапа своего существования : первый – с 1709 по 1830 гг.; второй- с 1830 по 1903 гг.; третий-с 1904- по 2012 гг.
На первом и втором этапе церковь Спасская существовала как деревянный двухпридельный храм.
     Первый придел во имя «Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа», второй – во имя «святых мучеников Флора и Лавра». На третьем этапе церковь Спасская существует как каменный трехпридельный храм: к первым двум приделам добавляется третий - во имя «святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницею».
    Данный придел добавляется в память о том, что когда-то в с.Курлыч было две церкви.
 В метрических книгах церквей Иркутской епархии о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1774 г. (Ф.282-1-46) на л.д.90 содержится : «Книга троечастная Иркутской епархии Нерчинского уезда Курлыченского села Спасской церкви священника Николая Мичурина о рождающихся, сочетающихся и умирающих (1774 г.)» и на л.д. 168 «Книга записная Иркутской епархии Нерчинского уезда Курлыченского села Спасской церкви священника Николая Мичурина о венчании бракосчетающихся (1774)», что свидетельствует о том, что данная Спасская церковь в с.Курлыческом в указанном в 1774 году уже действовала.
   Из архивного дела 399 (фонд 282, опись 1, л.д.121) мы узнаем, что « в сем селе вторая церковь каменной постройки была построена на слабом и опасном месте в 1787 г. Тщанием бывшего купца Нестора Епифанцева с прихожанами. Престолов в ней был один во имя святой мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, теплая, в которой святые образа в иконостасе пришли от сырости в ветхость».       

Церковь была построена неудачно – близко к берегу реки. Началась ее деформация. Пользоваться храмом стало опасно.
Так же об этой церкви мы узнаем из дела № 2934 (фонд 282,опись 1, л.д. 1): « в 1787 г. в селе Курлыческом была еще Церковь, каменная, без колокольни, во имя святой мученицы Параскевы, которая потом покачнулась, своды в ней треснули, почему и была упразднена в 1852 г, а в 1872 г. разобрана. На местах престолов в сих Церквях существуют каменные памятники».
  Остатки его до сих пор видны на берегу реки Курлыч на выезде из села в сторону Кулана и Усть- Норинзора. В архивном деле 2894 на листах 69-81 помещен « Доклад по делу о постройке нового каменного храма в станице Курлыченской» временно исполняющего обязанности Столоначальника хозяйственного стола Забайкальской Духовной Консистории М.Смирнова от 12 ноября 1900 г. №30, где на странице 72 содержится пояснение о том , что сохранилась надпись на хранящемся каменном памятнике о старой церкви: « Храм во имя Спасителя сооружен в 1709 году, а разрушен в 1831 году».
   В 1828 году в селе была заложена, а в 1830 году закончена и освещена новая деревянная церковь, также названная Спасской. В Ведомости о церкви за 1833 г. в фонде 282 (опись 1, дело 399, л.д 121) говориться о том, что вместо ветхой церкви была построена новая « в 1830 г. тщанием священника Саввы Мичурина с приходскими людьми. Зданием деревянная, с таковою же колокольнею, довольна, прочна Строением кроме холодного Спасского придела, окончена. Теплый придел во имя святых мучеников Флора и Лавра освящен в 1831 г., утварью довольна». Когда в 1851 году создавалось Забайкальское казачье войско, село Курлыч стал центром казачьей станицы. В состав Курлычинской станицы входили села: Курлыч-Спасский (центральная станица), Адом, Абрамовка (Орхил - старое название), Кулан, Мыгжа, Чикичей , Алеур, Икшица (Яковлево), Укурей ( Николаевск), Гаур (Ново- Покровское), Утан (Кожино), Поповский, Нижняя Икшица (Васильевка), ближайшая соседняя станица была Куэнгинская. С 1872 по 1898 годы Курлычинская станица с казачьими поселками входила в состав 3-го военного отдела ЗКВ, в 1898-1918 гг. - в состав 4-го (Энциклопедия Забайкалья, 2004). По имени храма станица названа Спасской.
    9 апреля 1883 г. Иркутская Духовная Консистория разрешила прихожанам курлыченской Спасской церкви строительство нового трех престольного каменного храма. Начался сбор средств на строительство во всех поселках станицы и заготовка строительных материалов.
    В Клировской ведомости Спасской церкви за 1903 г. указано, что деревянный храм « местами сгнил, и сама церковь ветха». Еще в 1883 году возникла необходимость в постройке нового храма, поэтому прихожане Спасской церкви пришли к единому мнению о постройке нового каменного храма, о чем испросили разрешения в Читинском Духовном Правлении «Журналом Консистории от 7/9 апреля 1883 г. по официальному письму Преосвященнейшего Мелетия относительно постройки в селе Курлыченском каменной церкви, было предпринято: разрешить прихожанам Курлыченской Спасской церкви построить новую трехпридельную церковь по прилагаемому плану с соблюдением правил, изложенных в уставе Духовной Консистории при постройке церквей, и если прихожане Курлыченской церкви найдут идеальным соединить теплую церковь с холодной посредством открытой арки, то они обязаны найти Архитектора, который бы находился при устройстве оной» (ф.282-1-2894).

   В 1885 г. из Иркутской Духовной Консистории поступил запрос - как идет строительство церкви по утвержденному плану. Курлыченский священник Петр Смирнов ответил, что строительство еще не начато, так как денег собрано мало и прихожане просят для удешевления строительства, возводить не трех - а двухпрестольную церковь. Духовная Консистория стояла на своем, а прихожане не согласились. В этом противоборстве рассматривались различные варианты строительства. В Курлыч послан альбом планов и фасадов церквей, чтобы прихожане выбрали нужный им проект.
    Выбраны были план №14 и план Нерчинской Троицкой церкви протоиерея. Прихожане согласились на строительство трехпрестольной церкви на 300 человек молящихся, но сокращением некоторых размеров. 28 декабря 1886 г. снова был собран приходский сход с участием членов причта и попечительства, на котором было постановлено: « принимая во внимание предписание Иркутской Духовной Консистории, изложенное в указе, и предложение от благочинного, изложенное в подписях Его Высокоблагословение… изъявляем свое согласие и полное желание построить в приходе Курлыченском новую каменную церковь трехпридельную, с двумя приделами теплыми с южной стороны во имя Нерукотворного образа Спасителя и св. мученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы (282-1-2894, л.д.48).
Прихожане и притч Курлыченской церкви твердо и настойчиво по трем приговорам ( 28 декабря 1886., 19 апреля и 31 мая 1887 г.) выразили «непоколебимое желание иметь в своем приходе в с. Курлыченском новый каменный трехпридельный храм с каменными сводами. Читинское Духовное Правление представило последние приговоры и переписку на Архипастырское благоусмотрение Преосвященнейшего Мелетия, 1-го Викария Иркутской Епархии при докладе от 7 июня 1887 г за 1223, на которое Владыка наложил 11 июня такую резолюцию : « Бог благословит начинать постройку каменной церкви в с. Курлыченском, как выражено желание прихожан в последнем приговоре» (ф.282-1-2894, л.д. 48-50). Наиболее полные сведения об истории строительства каменной Спасской церкви в с. Курлыченском содержаться в фонде 282, опись 1, дело 2894- «Переписка о строительстве каменной церкви в с. Курлыченское за 1903-1905 гг.»
    Желание прихожан о постройке каменного храма было выражено в 1886 г. однако к строительству храма приступили только в 1901-1902 гг. Причин задержки в строительстве было несколько. Это и недостаток материальных средств и затруднение в выборе места для храма, и отсутствие архитектора, который бы мог выбрать место и составить план церкви. Как указывает временно исполняющий должность Столоначальника хозяйственного стола Консистория Михаил Смирнов в «Записке по делу о постройке каменного храма в с. Курлыченском Забайкальской области, Нерчинского округа, ведомства Управления 3-го Военного отдела Забайкальского казачьего войска от 30 июля 1900 г. (282-1-2894, л.д 51-52): «казалось бы, что в деле постройки храма в селе Курлыченском положена добрая закваска , согласно с указом Иркутской Консистории за № 2167 и с твердо выраженным желанием прихожан в 3-х приговорах, и с желанием притча церкви, в действительности не только не начаты работы во исполнение воли Архипастыря, но даже нет до сего времени ни плана, ни фасада, ни сметы на постройку храма, ни места для храма…»
    Владыкин Николай Владимирович, первым взявшийся спроектировать церковь в, окончил институт гражданских инженеров в Петербурге и сразу же был назначен помощником архитекторов в строительное отделение Забайкальской губернии. Было это в 1883 году. Именно он и взялся за исполнение проекта, но продержав у себя заказ более двух лет, так ничего и не сделал.
    В 1897 году священник Петр Смирнов в рапорте в иркутскую Духовную Консисторию просил назначить архитектора для составления проекта и сметы, а также проверки качества грунтов и стройматериалов. В октябре 1897 года в село приехал архитектор Шплет Готфрид Готфридович .
   
  Шплет Готфрид Готфридович родился в 1866 году, окончил Кронштадское реальное училище, а затем институт гражданских инженеров в Петербурге. Начиная с 1895 года, он стоял около 2-х лет младшим архитектором строительного отделения при управлении Приамурского генерал-губернатора, в октябре 1897 году назначен младшим инженером строительного отделения в Забайкальское правление, а в апреле 1901 года стал исполнять должность Забайкальского губернского архитектора.
    В Чите Шплет прослужил до 1908 года, когда вышел в отставку по состоянию здоровья. Г. Г. Шплет оставил в Забайкалье заметный след. Он разработал проекты Верхнеудинского городского училища, Читинского мужского духовного училища, был производителем работ Читинского войскового собора, составлял смету и проект реконструкции Губернского (Атамановского) дома.
   В апреле 1899 года была создана комиссия по постройке церкви. Ее возглавил священник куэнгинской церкви Иоанн Малышев. Он и послал предыдущие чертежи, сделанные Дзехцевичем, архитектору Шплету Посланный Шплету проект был забракован. В сентябре 1900 года, отправляя свои чертежи в Духовную Консисторию, Шплет писал: « Присланный мне отцом Малышевым проект храма исполнен настолько эскизно, что исправить и дополнить его с тем, чтобы он мог быть утвержден строительным отделением областного управления, нельзя, почему явилась необходимость составить новый проект, причем конструкция и тип в новом проекте несколько изменены в пользу большей устойчивости стен и сводов.

   Посылая Консистории свой проект и смету к нему, а также возвращая старый проект, Шплет счел своим долгом сообщить Консистории, что исполненный им труд оценивается в сумме 404 рубля 29 копеек. Проект утвержден практически без изменений. Иосиф Францевич Дзехцевич. В 1891 году Спасской церковью занялся Иосиф Францевич Дзехцевич приехавший в Читу в 1890 году, до этого времени он успел поработать в Ярославской и Олонецкой губерниях, после окончания Петербуржской Академии художеств.       В 1882 году «За искусство и отличные познания в архитектуре» был принят в академики. Он был награжден орденом Станислава 3-й степени. По дороге из Курлыч в Читу он умер. Это случилось 28 июня 1892 года. Смерть Дзехцевича затормозило строительство церкви. Подряд на строительство отдан китайскому поданному Ван Хоюану, потому, что он просил за работу меньше сметной стоимости на 1929 рублей, а именно 38,5 тыс.руб. Для надзора за качеством работ и точным выполнением проекта комиссия пригласила архитектора Никитина Гавриила Власьевича, который прикомандирован к строительному отделению Забайкальского правления. Никитин Гавриил Власьевич родился в 1865 году в семье урядника Кубанского казачьего войска. Окончил полный курс в Академии художеств, получив звание классного художника III степени.
Работал несколько лет в несколько лет в городе Ейске Кубанской области, а в 1896 году определен на должность якутского областного архитектора. Здесь Никитин пробыл более 4-х лет архитектором Нерчинской каторги, через три года уволен со службы по тюремному ведомству, а еще ранее перебрался в Читу с прикомандированием к строительству отделению Забайкальского правления. Здесь Никитин был назначен производителем работ по постройке семинарии, здания областного правления, участвовал в конкурсе на проект еврейской синагоги. Начиная с 1901 года, он состоял по вольному найму учителем чистописания, черчения и рисования в Читинской мужской семинарии.
К наблюдению за ходом строительства церкви Никитин относился спустя рукава. Так, в рапорте от 13 февраля 1902 года комиссия отмечала, что задержка в деле постройки церкви связана с техническим надзором, потому что «архитектор Никитин задерживает исполнение просьб комиссии». За Никитина вступился губернский инженер Просянников, объяснив, что «Никитин, по свойству лежащих на нем прямых служебных обязанностей, не может часто бывать в селении – Курлыченской для осмотра работ по постройке храма».
 Осенью и зимой 1901 года подрядчик заготавливал и подвозил строительный материал, готовил площадку под строительство церкви , через несколько месяцев объем работ был выполнен на 10 тыс. рублей. Но комиссия выплатила подрядчику всего 800 рублей, Ван Хоюан отказался продолжать работу. Конфликт был с трудом улажен и уже к осени 1902 года стены поднялись на значительную высоту.
   Заказ и проект на изготовление иконостаса взял читинский мещанин Петр Якушев. Кресты и кованые решетки на окнах изготавливались в мастерской читинского мещанина Ф.С. Бочарова.
   В сентябре 1903 года кладка стен завершена. Начались кровельные работы и настил полов. В феврале 1904 года остались лишь установка иконостаса и малярные работы. 1 ноября 1904 года комиссия по строительству храма, сообщила, что храм готов к принятию его от строителей.
   «Благочинный 3-го округа Забайкальской епархии вместе с причтом Курлыченской Спасской церкви и присутствии 4 –х человек, выбранных от прихожан… произвели осмотр нового храма».
   В комиссию вошли от прихожан фельдфебель Семен Тонких, инородец Федор Малышев, урядник Митрофан Зимин и казак Иван Вологдин. В акте комиссия отметила: «Храм построен согласно плана, сметы и контракта …за исключением неправильной установки крестов, а именно: два больших креста покривились набок в правую сторону, от причины долговременного стояния без крепления цепями, что относим к вине подрядчика. Постановили: привлечь подрядчика к правильной постановке крестов, а впредь до исправления - удержать из следующих к выдаче денег 200 руб.
Что же касается прочности и правильности самого здания церкви, то мы на основании постановленных актов архитектора Никитина – от 29 августа 1902 и 2 ноября 1903 года признаем соответствующим. Иконостас постановлен подрядчиком Якушевым согласно заключенного им с комиссией контракта». Церковь принята комиссией.
   
Со слов ветерана войны и труда Спиридона Ильича Володина, жителя села Курлыч: " Строили церковь китайцы, глина была рядом, они делали из нее кирпичи и выкладывали стены. Красиво все было в церкви. И хор был. Три престольных праздника в Курлыче отмечали. Особенно во Фролов день было многолюдно, 30 августа съезжались в Курлычу со всех деревень, чтобы «осветить» коня, людей посмотреть, себя показать. Ведь казака без коня и не представляли." А потом, в тридцатые годы все порушили.
   
История храма получило свое продолжение,В июне 2012 года была начата реставрация . Федор Анатольевич Нечкин был так поражен красотой Спасской церкви, что решил провести ее реставрацию.
    В октябре 2015 года состоялось торжественное освящение и открытие обновленной православной церкви. Каждый желающий может услышать колокольный звон, войти в обновленную церковь, прикоснуться душой к вечному источнику духовности.

Каменная Спасская церковь в селе Курлыч имеет 111 – летнюю историю своего существования, тогда как история самой церкви во имя Нерукотворного образа Спасителя насчитывает 305 лет.

 Владимир Шевченко.2015 год.